Интервью с капитаном атомного ледокола "50 лет Победы" | Полярные круизы с Клубом Полярных Путешествий

Интервью с капитаном ледокола “50 лет Победы”

Капитан ледокола "50 лет Победы" Дмитрий Лобусов

Сложно представить человека, который знал бы больше о Северном полюсе, чем капитан Дмитрий Лобусов. За его плечами – 32 года опыта работы в ледокольном флоте, из них 14 лет в качестве капитана атомных ледоколов и 12 лет экспедиций на самом мощном в мире ледоколе «50 лет Победы». Он был в точке 90 градусов с.ш. более 50 раз.

В уникальном интервью для Клуба Полярных Путешествий капитан Лобусов ответил для нас на самые интересные вопросы о путешествии на ледоколе на Северный полюс:

Что делает ледокол «50 лет Победы» особенным?

«50 лет Победы» – это усовершенствованный проект всех предыдущих версий атомных ледоколов. У него изменена носовая оконечность – сделан ложкообразный нос вместо острого, что не позволяет судну так активно застревать во льду. Еще одна значимая модернизация – корпус в месте соприкосновения со льдом покрыт нержавеющей сталью, что значительно уменьшает силу трения о лед. «50 лет Победы» – самый мощный атомный ледокол в мире с 2 реакторами, способными производить 75 000 лошадиных сил. За счет всех этих инноваций ледопроходимость судна выше, чем у всех предшественников.

Атомный ледокол "50 лет Победы" в круизе на Северный полюс

Через какую толщину льда может пройти атомный ледокол?

Я всегда говорю, что в Северном Ледовитом океане ледокол может посетить любую точку в любое время года. Есть паспортные характеристики – это 2,8 метра ровной пластины льда, сквозь которую ледокол должен идти, не останавливаясь. Но ровный лед бывает редко, в торосах он может достигать 5-20 метров. И ледокол может его преодолеть, но не ходом, а уже ударом, так же, как мы рубим дерево топором. Крепкая и надежная конструкция судна позволяет пройти и такие участки.

Пассажир экспедиционного круиза наблюдает за льдом с атомного ледокола

Что привлекает путешественников в круизах на Северный полюс?

Людей привлекают те места, где за всю историю мало кто бывал. Тем более, сама точка Северного полюса необычна во всех отношениях. На Земле таких всего две – Южный и Северный полюс, где сходятся все меридианы и выходит земная ось. Но в круизе люди получают гораздо больше, чем ожидали. Ледокол, преодолевающий тяжелые льды, – это завораживающее зрелище. За всю историю, сколько я хожу на полюс, в конце экспедиций никогда не было разочарованных. Я и сам, когда отправился в первый рейс, провел 8 часов на капитанском мостике, а затем еще несколько часов – у иллюминатора, просто наблюдая за этим движением. В других местах получить такие эмоции просто невозможно.

Белый медведь рядом с ледоколом

Безопасен ли атомный ледокол для окружающей среды?

До недавних пор атомные ледоколы были единственными экологически безопасными судами в Арктике. У них нет выброса в атмосферу, отработанных дизельного топлива, солярки или мазута. Соответственно, нет и льяльных вод, которые образуются на других судах. Все, что мы производим внутри судна, обрабатывается, и вода утекает в океан практически чистая. Атомный ледокол приносит природе наименьший урон.

Ледокол "50 лет Победы" у островов Земли Франца-Иосифа

Льда в Арктике становится меньше, будет ли проще дойти до Северного полюса?

За всю историю навигации ледоколы доставляли туристов на Северный полюс уже более 100 раз. «50 лет Победы» доходил всегда, уже 51 раз. Если оценивать ледовую обстановку за весь период, в котором я участвую в походах на полюс, в Арктике льда становится меньше, он утончается. Но в этом году лед значительно толще и тяжелей, чем был предыдущие лет пятнадцать. В первом круизе 2019 мы с трудом успели вернуться обратно, используя все возможности ледокола. Такого льда не было давно.

Белые медведи на Земле Франца-Иосифа

Может ли другое судно достичь Северного полюса?

Было несколько дизельных ледоколов, которые ходили в центральную Арктику в конце августа-сентябре, когда льды наименее крепкие и их площадь минимальна. В отличие от нас, они не ограничены временем, и даже если вдруг достичь полюса не получилось, для них это не критично, ведь это не туристические рейсы. Скорость во льдах определяется крепкостью судна и ледовой обстановкой. А часто мы даже не знаем, какой лед ждет нас впереди. Более слабые суда до конца августа не могут обеспечить такую точность захода на полюса, как «50 лет Победы». На сегодняшний день атомные ледоколы позволяют практически со стопроцентной вероятностью обеспечить в заданный интервал времени достижение полюса и возвращение обратно.

Капитан Лобусов дает пассажирам круиза порулить ледоколом

С Клубом Полярных Путешествий вы можете достичь Северного полюса в одном из трех двухнедельных круизов из Мурманска каждое лето. Чтобы лично задать вопрос капитану Лобусову или даже порулить ледоколом, присоединяйтесь к нашим круизам!

Партнеры и ассоциации

Российский Союз Туриндустрии Clean Up Svalbard Authentic hotels and cruises Арктика 21 век Polar bear international Национальный парк «Русская Арктика»